Мухтар Шаханов: жизнь как творчество
Мухтар Шаханов не просто народный поэт Казахстана, он совесть и честь казахского народа. Писатель, политический деятель, борец за правду, справедливость, за национальное самоопределение Казахстана. Его творчество представляет три главные ценности современного мира — гуманизм, демократические традиции и морально-этический идеал чести и честности.

Мухтар Шаханов: биография поэта и политического деятеля
Мұхтар Шаханов 2 июля 2017 года отметил 75-летний рубеж жизни. Рожденный в трагический период жизни страны (тогда — Советского Союза), он стал представителем поколения созидателей — поколения творцов, знавших о войне не понаслышке.Мухтар родился на земле древнего Отрара — в селе Чилик Отырарского района. Возможно, именно эта земля, хранившая память о расцвете казахских земель в І ст. н. э., была истоком его творческого и жизненного вдохновения. Во всяком случае, Шаханов для многих казахстанцев — воплощение смелости и мужества в отстаивании национальных прав и свобод, гуманистических ценностей.
Биография Мухтара Шаханова демонстрирует волевую позицию, трудолюбие и патриотизм неординарного человека. Его жизненный путь до обретения Казахстаном независимости отлично иллюстрирует фраза украинского поэта Евгения Маланюка: «Когда у нации нет вождя, тогда ее вожди — поэты».
Мухтар Шаханов начинал как тракторист. По окончании Чимкентского государственного педагогического университета он выбрал непростой путь журналиста. В роли публициста дослужился до должности редактора журнала «Жалын».
Мухтар Шаханов известен своей гражданской и политической позицией. Он был депутатом главного представительского органа Советского Союза, потом — Казахстана, представлял свою страну на международной арене — был послом в Кыргызстане.
Вот несколько фактов из его политической биографии:
- Обнародование фактов репрессий против молодежи Казахстана.
С трибуны главного представительского органа Советского Союза в 1989 году прозвучала речь Мухтара Шаханова о Желтоксане 1986 года. Эти события, известные как Декабрьское восстание в Алма-Аты, имели драматические последствия для активной казахстанской молодежи. Напомним, что это выступление молодых людей было одним из первых гражданских бунтов, направленных против диктата Москвы. Следствие декабрьских событий — волна репрессий против молодежи Казахстана. Именно об этом заявил писатель на всю страну.
- Сопредседательство в «Народном конгрессе Казахстана».
Два поэта — Мухтар Шаханов и Олжас Сулейменов — создали партию, которая представляла либерально-демократические взгляды на развитие молодого государства. С 1995 года эта политическая сила сошла с плацдарма борьбы за власть. Шаханов разошелся во взглядах с Сулейменовым. Это стало одной из причин, по которым он вышел из партии.
- Посольская должность.
Дипломатическая стезя Мухтара Шаханова началась в 1993 году, когда его отправили представлять интересы Казахстана в дружественной стране — Кыргызстане. То, что в этот период Шаханов уехал из страны, спасло ему жизнь.
- Депутатство в Мажилисе парламента Казахстана, активная политическая жизнь.
С 2004 года Мухтар Шаханов стал депутатом и возглавил общественное движение «Мемлекеттік тіл», которое занималось языковыми вопросами. Неоднократно на парламентских заседаниях писатель поднимал вопрос о повышении статуса казахского языка и его использования в разных сферах жизнедеятельности современного общества Казахстана.
Мухтар Шаханов попытался зарегистрировать собственную партию. Это не удалось сделать. Поскольку поэта всегда интересовали проблемы экологии, то партия зеленых «Руханият» избрала его духовным лидером.
Мухтар Шаханов смог сочетать творчество и политическую борьбу. Его политическую карьеру по-разному характеризуют друзья и оппоненты. Однако те и другие сходятся в том, что Шаханов — творческая личность с собственной позицией, сильный человек с обостренным национальным инстинктом.
В мировоззренческом плане Мухтар Шаханов близок по духу Чингизу Айтматову, болезненно переживавшему моральную деградацию общества, разрушительную силу человека, который потребительски относится к окружающему миру, природе.
Мухтар Шаханов — прославленный поэт и публицист. Его художественные произведения основаны на личном опыте и уроках, которые преподнесла национальная и мировая история. Особенность его творческой манеры в том, что в исторической ситуации он видит болевые точки, которые составляют сущность общечеловеческих, можно сказать, мировых проблем.
Именно эта особенность его писательской манеры оценена генеральным директором ЮНЕСКО Фредерико Майором, который назвал Мухтара Шаханова поэтом мирового значения, а клуб этой международной организации «Боорукер» признал его самым милосердным человеком Центральной Азии.
В поэме «Нарынкумская трагедия» Мухтар Шаханов сформулировал суть предназначения поэта. На примере истории Махамбета Утемисова — поэта ХІХ века — автор рассказал о трагической и благородной миссии повелителя слова — писателя. Его предназначение — честно и самоотверженно служить своему народу, быть выразителем его дум и стремлений, защитником и наставником. Главная задача поэта — раскрывать правду, внушать людям веру в счастливую жизнь и побуждать их бороться за идеалы.
Читайте также: Олжас Сулейменов: биография
Герои Шаханова — романтики, готовые пожертвовать собой, чтобы воплотить мечту в жизнь, дать свободу народу. Поэтому казахи считают поэтов лебедями, против которых не направляют стрел. Они воплощение народной души и народных стремлений, воплощение мудрости и доброты.
В «Отрарской поэме» Шаханов поднимает другую не менее важную проблему — проблему истории и национальной памяти. Автор использовал специфический жанр устного народно-поэтического творчества — дастан. Эта поэма-легенда повествует о Каракоше — юноше, отец которого предал свой народ и лишил сына Родины. Юноша повторил поступок отца, предав Отрар, сдав его врагам.
Тема духовного и национального предательства в казахской литературе имеет особое значение благодаря Чингизу Айтматову, который впервые в романе «Буранный полустанок» представил образ манкурта. Это люди, которые утратили связь с собственными корнями, народом, языком, традициями и обычаями предков. Этот мотив стал одним из магистральных и для творчества Мухтара Шаханова.
Есть в творчестве акына и произведения, в которых поднимаются общечеловеческие проблемы и вопросы. В первую очередь это ставшее всемирно известным лиро-эпическое повествование «Заблуждение цивилизаций».
В нем представлены размышления поэта над глобальными проблемами духовного обнищания человечества. Мухтар Шаханов раздумывает над тем, что случилось с человеком, почему он предал свой род и влился в гудящую базарную толпу, для которой нет индивидуального и морального, а есть только потребительское и материальное.
Один из образов духовной деградации общества в поэме «Заблуждение цивилизаций» — стереотипы примитивных ценностей, ретранслятор которых — реклама.
Автор констатирует:
Но реклам,
Предлагающих Милосердие,
Галантность и Благородство,
Которые объединяют людей
И необходимы сегодня,
Как воздух, —
Не было ни одной!
Кто может оспорить
Праведную силу
Достойного воспитания?
Ведь мудрецы учили:
Чтобы понять и оценить
Одержимость других
Надо иметь
Некоторую долю их качеств
В самом себе!
Роман в стихах стал диагнозом нравственной катастрофы человека ХХ века. Чингиз Айтматов сказал, что в этом произведении звучит голос Земли, которая призывает защитить человеческую душу. По мнению великого писателя, этой талантливой поэмой Шаханов заложил основы нового жанра художественной литературы — «жанра духовной экологии».Не менее актуальным стал поэтический роман Мухтара Шаханова, посвященный Чингисхану, — «Космоформула карающей памяти».
Автор мастерски изображает тирана и проникает в его психологию, раскрывает нравственную катастрофу, которой оборачиваются его завоевания. Шаханов подчеркивает, что насилие — главное оружие деспота — превращается в оружие самоуничтожения. Зло и жажда власти ведут к духовному краху человека. Казахский поэт поддерживает веру в то, что только добро и милосердие — основа бытия.
Режиссер Карим Юлдашев сделал театральную постановку по мотивам «Космоформулы…», где воплотил шекспировский размах произведения, акцентировав внимание на исторических противоречиях мира, духовной составляющей обустройства мира. Также по сюжету этого произведения украинские кинематографисты студии имени Александра Довженко сняли художественный фильм.
За «Космоформулу» в 2003 году поэт получил американскую премию — золотую медаль Эйнштейна. В 2000 году Мухтара Шаханова признали наиболее читаемым поэтом десятилетия. Премия «Тарлан» (Казахстан), звание «Лучший поэт тюркского мира» (Турция, 2001 г.) — заслуженные награды, которыми казахстанцы и международное сообщество отметили его талант.
Главная боль Мухтара Шаханова — писателя и общественного деятеля — это духовная мимикрия общества, утрата национальной памяти, гибкость сознания и культурное приспособленчество.
Его произведения не утрачивают актуальности и действенности. В них вскрыты проблемы и болевые точки не только казахстанского общества, но и земной цивилизации в целом. В мудрости поэтического слова Шаханова легко отыскать нужные морально-этические ориентиры и маяки. Главное — вслушиваться в поэтическое слово акына.
Автор: Оксана Гольник
nurkzМухтар Шаханов попытался зарегистрировать собственную партию. Это не удалось сделать. Поскольку поэта всегда интересовали проблемы экологии, то партия зеленых «Руханият» избрала его духовным лидером.
Мухтар Шаханов смог сочетать творчество и политическую борьбу. Его политическую карьеру по-разному характеризуют друзья и оппоненты. Однако те и другие сходятся в том, что Шаханов — творческая личность с собственной позицией, сильный человек с обостренным национальным инстинктом.
Мухтар Шаханов: творчество
Мухтар Шаханов принадлежит к тому поколению писателей, которые остро чувствуют болевые точки современного общества и человека. Их творчество имеет социально-национальную направленность и, как правило, затрагивает вопросы, связанные с духовностью.В мировоззренческом плане Мухтар Шаханов близок по духу Чингизу Айтматову, болезненно переживавшему моральную деградацию общества, разрушительную силу человека, который потребительски относится к окружающему миру, природе.
Мухтар Шаханов — прославленный поэт и публицист. Его художественные произведения основаны на личном опыте и уроках, которые преподнесла национальная и мировая история. Особенность его творческой манеры в том, что в исторической ситуации он видит болевые точки, которые составляют сущность общечеловеческих, можно сказать, мировых проблем.
Именно эта особенность его писательской манеры оценена генеральным директором ЮНЕСКО Фредерико Майором, который назвал Мухтара Шаханова поэтом мирового значения, а клуб этой международной организации «Боорукер» признал его самым милосердным человеком Центральной Азии.
В поэме «Нарынкумская трагедия» Мухтар Шаханов сформулировал суть предназначения поэта. На примере истории Махамбета Утемисова — поэта ХІХ века — автор рассказал о трагической и благородной миссии повелителя слова — писателя. Его предназначение — честно и самоотверженно служить своему народу, быть выразителем его дум и стремлений, защитником и наставником. Главная задача поэта — раскрывать правду, внушать людям веру в счастливую жизнь и побуждать их бороться за идеалы.
Читайте также: Олжас Сулейменов: биография
Герои Шаханова — романтики, готовые пожертвовать собой, чтобы воплотить мечту в жизнь, дать свободу народу. Поэтому казахи считают поэтов лебедями, против которых не направляют стрел. Они воплощение народной души и народных стремлений, воплощение мудрости и доброты.
В «Отрарской поэме» Шаханов поднимает другую не менее важную проблему — проблему истории и национальной памяти. Автор использовал специфический жанр устного народно-поэтического творчества — дастан. Эта поэма-легенда повествует о Каракоше — юноше, отец которого предал свой народ и лишил сына Родины. Юноша повторил поступок отца, предав Отрар, сдав его врагам.
Тема духовного и национального предательства в казахской литературе имеет особое значение благодаря Чингизу Айтматову, который впервые в романе «Буранный полустанок» представил образ манкурта. Это люди, которые утратили связь с собственными корнями, народом, языком, традициями и обычаями предков. Этот мотив стал одним из магистральных и для творчества Мухтара Шаханова.
Есть в творчестве акына и произведения, в которых поднимаются общечеловеческие проблемы и вопросы. В первую очередь это ставшее всемирно известным лиро-эпическое повествование «Заблуждение цивилизаций».
В нем представлены размышления поэта над глобальными проблемами духовного обнищания человечества. Мухтар Шаханов раздумывает над тем, что случилось с человеком, почему он предал свой род и влился в гудящую базарную толпу, для которой нет индивидуального и морального, а есть только потребительское и материальное.
Один из образов духовной деградации общества в поэме «Заблуждение цивилизаций» — стереотипы примитивных ценностей, ретранслятор которых — реклама.
Автор констатирует:
Но реклам,
Предлагающих Милосердие,
Галантность и Благородство,
Которые объединяют людей
И необходимы сегодня,
Как воздух, —
Не было ни одной!
Кто может оспорить
Праведную силу
Достойного воспитания?
Ведь мудрецы учили:
Чтобы понять и оценить
Одержимость других
Надо иметь
Некоторую долю их качеств
В самом себе!
Роман в стихах стал диагнозом нравственной катастрофы человека ХХ века. Чингиз Айтматов сказал, что в этом произведении звучит голос Земли, которая призывает защитить человеческую душу. По мнению великого писателя, этой талантливой поэмой Шаханов заложил основы нового жанра художественной литературы — «жанра духовной экологии».Не менее актуальным стал поэтический роман Мухтара Шаханова, посвященный Чингисхану, — «Космоформула карающей памяти».
Автор мастерски изображает тирана и проникает в его психологию, раскрывает нравственную катастрофу, которой оборачиваются его завоевания. Шаханов подчеркивает, что насилие — главное оружие деспота — превращается в оружие самоуничтожения. Зло и жажда власти ведут к духовному краху человека. Казахский поэт поддерживает веру в то, что только добро и милосердие — основа бытия.
Режиссер Карим Юлдашев сделал театральную постановку по мотивам «Космоформулы…», где воплотил шекспировский размах произведения, акцентировав внимание на исторических противоречиях мира, духовной составляющей обустройства мира. Также по сюжету этого произведения украинские кинематографисты студии имени Александра Довженко сняли художественный фильм.
За «Космоформулу» в 2003 году поэт получил американскую премию — золотую медаль Эйнштейна. В 2000 году Мухтара Шаханова признали наиболее читаемым поэтом десятилетия. Премия «Тарлан» (Казахстан), звание «Лучший поэт тюркского мира» (Турция, 2001 г.) — заслуженные награды, которыми казахстанцы и международное сообщество отметили его талант.
Главная боль Мухтара Шаханова — писателя и общественного деятеля — это духовная мимикрия общества, утрата национальной памяти, гибкость сознания и культурное приспособленчество.
Его произведения не утрачивают актуальности и действенности. В них вскрыты проблемы и болевые точки не только казахстанского общества, но и земной цивилизации в целом. В мудрости поэтического слова Шаханова легко отыскать нужные морально-этические ориентиры и маяки. Главное — вслушиваться в поэтическое слово акына.
Автор: Оксана Гольник
Талқылау
Сондай-ақ оқыңыз:
Пікірлер (0)